^ наверх
 
Главная А А А
Версия для слабовидящих
Қаз Рус Eng   
 
     
 

 
 
Понедельник, 27 января 2020
 
     
 
Электронная версия интервью акима города Алматы Ахметжана Есимова Федору Курепину, Агентство «Хабар», программа «Жети кун» от 25 января 2009 года

Ведущий: Федор Курепин

Федор Курепин: На этой неделе в Алматы был подписан меморандум между городской администрацией и фондом «Самрук-Казына» о выделении миллиардных ресурсов для поддержки строительной индустрии, ипотечной программы и кредитования малого и среднего бизнеса. Заёмные деньги государства должны реанимировать рынок жилищного строительства и помочь предпринимателям, для которых доступ к ссудному капиталу в последнее время был фактически перекрыт. Параллельно городская администрация Алматы намерена использовать сразу несколько схем для помощи 12 тысячам дольщиков, которые ждут своего квартирного вопроса.

Все вышеназванные проблемы стали порождением финансового кризиса, но властям Алматы, разумеется, приходится заниматься и вопросами стратегического характера. Впервые за долгие годы очень серьезной реконструкцией было охвачено инфраструктурное хозяйство города - в первую очередь, энергосети и водоканал, которые на протяжении многих лет давали сбои в зимний период.

Ахметжан Есимов настоял на проведении комплексной реструктуризации этих компаний с чётким распределений функций между подразделениями-с тем, чтобы определить зоны технической и финансовой ответственности внутри коммунальных служб. Кроме того, в Алматы впервые опробовали новую тарифную политику, которая стала более гибкой-с дифференцированным распределением нагрузки на юридических лиц и население.

Главная цель тарифной реформы - обеспечить доходность тепловых сетей и водоканала, у которых, наконец, появятся деньги для ремонта и модернизации своих объектов. Обе структуры теперь должны стать безубыточными, но и спрос за их работу возрастает многократно. Масштабные изменения ожидают и транспортную систему города, функциональные возможности которой в ближайшие несколько лет должны быть существенно расширены. Более предметно планы городской администрации мы обсудим с Акимом Алматы Ахметжаном Есимовым. Сегодня он - гость нашей программы.

Федор Курепин: Ахметжан Смагулович, я предлагаю начать наш разговор, оттолкнувшись от последней важной для города новости. На этой неделе фонд «Самрук-Казына» подписал с администрацией Алматы Меморандум о выделении 360 миллиардов тенге для поддержки строительной индустрии и ипотечного кредитования, и 50 миллиардов – для малого и среднего бизнеса. Звучит впечатляюще, но сразу возникает вопрос по механизмам распределения этих денег. Уже заявлено, что операторами будут коммерческие банки. Можно ли конкретизировать для потенциальных заемщиков – какие именно банки, когда деньги поступят в финансовые институты и каким образом будет контролироваться целевое использование этих ресурсов?

Ахметжан Есимов: Я сразу хотел бы уточнить, что для Алматы сумма средств будет в рамках 360 миллиардов, которые выделяются в целом для республики. Что касается освоения этих денег, это будет зависеть от деловой активности наших строителей, банков и местных исполнительных органов, от их взаимодействия. Это и определит, какая сумма получится от этих 360 миллиардов.
Там механизмы очень четко прописаны и они понятны. И, как говорится, результат будет в виде построенных домов. Проконтролировать это - проблем не будет.
Что касается средств, выделяемых для малого и среднего бизнеса, то эта цифра прописана конкретно – 50 миллиардов тенге. Возможно, она будет больше – опять же это зависит от того, как наш малый и средний бизнес развернется. Здесь Вы задали очень правильный вопрос. В своё время акимат вместе с нашим деловым Советом, а в Деловой совет входят руководители всех ассоциаций малого и среднего бизнеса города (их около 30), поднимали вопрос о том, чтобы средства, выделяемые для кредитования МСБ, были прозрачны, понятны и чтобы мы могли видеть, кто их получил, на что получил и каков результат.
В прошлом году – не скрою – было много проблем и недовольства со стороны участников, поскольку средства через «Казына» и фонд «Даму» направлялись в банки, фонд «Даму» контролировал использование этих средств, банки отчитывались, что они направляются малому и среднему бизнесу, однако кому конкретно - не говорили, ссылались на банковскую тайну и эту информацию не давали. Поэтому мы ещё в прошлом году ставили вопрос: раз эти средства выделяются из государственного бюджета, то, наверное, мы вправе знать, как они расходуются. В связи с этим достигнута договорённость и эта договорённость отражена в нашем Меморандуме, о том, чтобы представители бизнес-структур напрямую участвовали – вместе с фондом «Даму» и банками – в распределении этих средств и – более того – те, кто получил эти деньги должны потом отчитаться, как они их реализовали, какой проект осуществили. Тогда будет понятна и целевая направленность и будет понятно, на что были израсходованы эти государственные средства.

Федор Курепин: Ахметжан Смагулович, а насколько активной будет в этом процессе роль акимата?

Ахметжан Есимов: В своё время существовала программа 28+28, когда 28 миллиардов выделялось из республиканского бюджета и 28 миллиардов – из местного бюджета. И тогда создавались комиссии при акиматах – с привлечением общественности, заинтересованных лиц, чтобы они занимались отбором проектов для финансирования по этой схеме. С самого начала мы не были сторонниками того, чтобы именно акимат осуществлял такую работу, поскольку есть вероятность коррупционных действий. А банки несут ответственность за риски, которые они несут. Поэтому понятно, что ни один банк не будет рассматривать проект, если он окажется заведомо убыточным. В этой связи мы не возражали, чтобы непосредственно акимат этим не занимался.
Фонд «Даму», который выделяет средства, банк, который кредитует малый и средний бизнес и сам МСБ, который эти деньги получает. Вот эта тройка пусть работает прозрачно, понятно, чтобы общественность знала, куда эти средства направляются и какой результат.

Федор Курепин: Вы упомянули Деловой Совет, который, кстати, был создан по Вашей инициативе, вы являетесь его председателем, скажите, есть ли реальная польза от работы этого Совета, можете ли Вы назвать предложения, которые получили реальное воплощение?

Ахметжан Есимов: Мы обсуждаем все проблемы, которые возникают, включая и незапланированные проверки, включая льготы и преференции, которые должны предоставляться, в частности – льготное кредитование, обсуждаем другие административные барьеры. И вот когда была запущена программа 50+50 (50 миллиардов тенге из республиканского бюджета и 50 миллиардов из банков второго уровня), то наш Деловой Совет внёс предложение. Тогда освоение денег шло очень медленно и была вероятность того, что эти средства не будут освоены до нового года. И Совет внес предложения – первое: снять ограничения по отраслям. Малый и средний бизнес работает у нас практически во всех отраслях. А так были ограничения по отраслям.
Второе – чтобы они могли использовать деньги на оборотные средства. И третье – чтобы они могли рефинансироваться, поскольку до этого они получали кредиты под 20-21 процент, а по новой программе они предоставляются под 14 процентов. И тут же пошло быстрое освоение и, как известно, эти средства – 100 миллиардов - были полностью освоены до нового года.
Деловым советом внесено ещё много предложений – в частности, по освобождению от присоединенных мощностей – для малого и среднего бизнеса. Это мы приняли решение здесь в Алматы, а потом правительство поддержало наше решение и приняло это решение уже в масштабе всей страны.
Сегодня мы рассматриваем полностью нашу коммунальную собственность. Кое-что мы будем передавать в аренду и предусматриваем, чтобы арендная плата была минимальной – для того, чтобы в этих трудных условиях создать возможность для малого и среднего бизнеса, чтобы они могли на этих арендованных площадях…

Федор Курепин: Передача от города частному бизнесу?

Ахметжан Есимов: Да, под аренду. Но арендная плата будет невысокой, учитывая нынешнюю сложную ситуацию.

Федор Курепин: Это хорошая новость.
Ахметжан Смагулович, поскольку мы затронули экономические вопросы, спрошу Вас вот о чём. Всё-таки экономическая структура Алматы имеет свою особую специфику – в городе нет крупных промышленных предприятий, поэтому его доходы всегда базировались на двух ключевых отраслях – это финансовые услуги и торговля. Понятно, что сейчас в условиях дефицита кредитных ресурсов и сектор услуг, и торговля чувствуют себя не очень комфортно. Насколько серьезно это сказалось на поступлениях в бюджет города по итогам прошлого года?

Ахметжан Есимов: Естественно, снижение объёмов промышленности и строительства привело к снижению налоговой базы. Снижение инвестиций, снижение производственных показателей, прежде всего, является результатом того, что резко снизились объёмы кредитования банков второго уровня.
По городу Алматы это составляет 30 процентов - на 1 триллион тенге в 2008 году экономика города получила меньше, чем в 2007 году. Это существенная цифра. В этих условиях нам пришлось практически постоянно заниматься улучшением налогового администрирования, мы еженедельно рассматривали у себя на аппаратных совещаниях ход поступления средств в местный бюджет. В результате – несмотря на падение производства и сужение налоговой базы – показатели по местному бюджету выполнены на 100 процентов (по сборам). Я должен сказать, что правительство в 2008 году оказало существенную помощь. Мы получили 91 миллиард тенге трансфертов и в целом с учетом этих трансфертов, самого местного бюджета и за минусом изъятий (а город является субвенционным городом – мы 52 миллиарда перечислили в республиканский бюджет), так вот в целом (за минусом субвенций и с плюсом трансфертов) бюджет города получился 215 миллиардов тенге – это на 25 процентов больше, чем в более благополучном 2007 году.
Это позволило нам выполнить все запланированные наши программы - как по бюджету развития, так и по обеспечению социальной сферы.

Федор Курепин: Ахметжан Смагулович, вопрос по строительной индустрии. В Алматы острее, чем в других городах, стоит проблема обманутых дольщиков. Вы говорили, что до конца 2008 года проблемы трех тысяч человек должны быть решены. Удалось ли это сделать и каковы планы по проблемным долевым объектам в 2009 году?

Ахметжан Есимов: Наши обещания оказались реальными. 3 105 дольщиков получили свои квартиры. На начало прошлого года у нас было 15 тысяч. За минусом этих 3105 дольщиков сейчас 12 тысяч дольщиков мы имеем на начало этого года.
В прошлом году было выделено 46 миллиардов и мы обеспечили часть дольщиков. Эта программа продолжается и в этом году около двух с половиной тысяч дольщиков получат квартиры по этой программе. Т.е. по деньгам, которые были выделены в прошлом году.
Около 500 дольщиков получат квартиры по схеме финансирования правительство- акимат-застройщик. Нам выделено 10 миллиардов и мы их в этом году реализуем.
Ещё около 3 тысяч дольщиков получат жилье через тех застройщиков, которые самостоятельно ведут строительство – у них всё нормально, им никакой государственной поддержки и помощи не надо. Они в этом не нуждаются.
Оставшаяся часть… с ними будем работать по тому соглашению, которое мы достигли с фондом «Самрук-Казына». Там есть два направления.
Первое – там, где высокая степень готовности, где реально просматривается завершение строительства жилых комплексов (стоимостью до 120 тысяч за квадратный метр) - уже у нас три строительные компании в ходе вчерашней встречи подписали соглашение с «Самрук-Казына» и более двухсот дольщиков получат квартиры по этой схеме.
А вторая схема – там, где свободные коммерчески цены. Там, естественно, предстоит очень большая организаторская работа, поскольку застройщик должен вместе с дольщиками составить так называемый пул. Пул это те, кто хочет получить квартиру – они вносят 30 процентов стоимости квартиры, потом вместе с застройщиком приходят в банк, банк проверяет их платежеспособность, после этого пул вносит 30 процентов стоимости квартиры, а 70 процентов будет выделяться фондом «Самрук-Казына» банку, а банк будет кредитовать застройщика для того, чтобы он завершил строительство.

Федор Курепин: Ахметжан Смагулович, в последние годы одной из главных проблем города была изношенность энергокоммунального хозяйства. И, к сожалению, никому из ваших предшественников не удавалось полностью решить эту проблему. Причины назывались разные – нет денег, не можем найти инвесторов. Как Вам удаётся поддерживать работоспособность энергетической инфраструктуры?

Ахметжан Есимов: Это действительно очень большая проблема, поскольку изношенность сетей – и тепловых, и водопроводных – составляет примерно 70 процентов. Прежде всего, первоочередной задачей была подготовка к зимнему отопительному сезону. Мы создали штаб, который заседал еженедельно. Мы сделали ремонт 24 километров тепловых магистральных и распределительных сетей и 22 километров водопроводных сетей. Это очень большой объем. Такой, какой за последние годы мы, возможно, впервые сделали. В принципе решить эту проблему за один год невозможно, но на 17 процентов мы эту проблему сузили.
Другая работа – это сам водоканал и наши тепловые сети были убыточными. Естественно, политика тарифообразования не отвечала тому, чтобы они были прибыльными и, кроме того, сама структура этих акционерных обществ была далека от идеала. В связи с этим, например, по водоканалу мы провели реорганизацию, реструктуризацию произвели. Четко обозначили задачи по источникам, по транспортировке и по канализации.

Федор Курепин: Это теперь отдельные подразделения?

Ахметжан Есимов: Отдельные подразделения, но под одним холдингом. Это дает прозрачность всех финансовых систем, которые там присутствуют. Во-вторых, мы впервые совместно с Агентством по регулированию естественных монополий ввели дифференцированный тариф для потребителей воды. Для населения он остался практически неизменным, а по юридическим лицам – опять же были очень большие слушания – они повысились, но тем не менее, для бизнеса себестоимость этих тарифов будет незначительной.
За счет этой реструктуризации и за счёт введения дифференцированного тарифа, доходы водоканала значительно возрастают и этот холдинг, который сейчас называется «Алматы Су» – с этого года переходит на безубыточную работу. Т.е. у него будет возможность для развития, для планирования и проведения ремонта водопроводных сетей, канализации и водоисточников.
Такую же работу мы провели по акционерному обществу «Алматинские тепловые сети». В свое время при разделе АПК на тепловые станции и тепловые сети за тепловыми сетями, которые перешли в коммунальную собственность, образовалась задолженность. И после долгих переговоров при поддержке правительства мы получили в декабре 4,4 миллиарда тенге, которые мы перевели на алматинские тепловые сети. Те, в свою очередь, приобрели мазут, уголь и газ - в необходимом количестве - и поставляют сейчас алматинским тепловым станциям. Тем самым они покрыли свои убытки, с другой стороны, город полностью на этот зимний отопительный сезон обеспечен всеми видами топлива. И, в-третьих, благодаря новой тарифной политике, тепловые сети тоже - как и «Алматы су» - переходят на безубыточную работу.

Федор Курепин: Последний вопрос и он касается одной из хронических проблем города – это транспортный вопрос. Физический объём автомашин растет значительно быстрее, чем происходит модернизация дорожной инфраструктуры. Я знаю, что Вы предлагаете решать эту проблему комплексно – за счёт расширения дорог, строительства новых развязок и линии метро. Всё это очень дорогостоящие проекты – есть ли на них деньги?

Ахметжан Есимов: Если сразу перейти конкретно к ответу, скажем, по метро, у нас на этот год запланировано из республиканского бюджета 22 млрд тенге. Много это или мало? Эта сумма большая сама по себе. На 1 января 2009 года (с момента начала строительства метро) затрачено 57 млрд тенге. На завершение строительства (по всем расчетам) необходимо столько же. На этот год выделяется 22 млрд. Мы в январе-феврале должны закончить проектно-сметную документацию и представить её в правительство на получение остальных 35 миллиардов. Одно очевидно, что по метро основные работы мы можем завершить в этом году - при соответствующем финансировании. И на следующий год уже можем планировать его запуск в эксплуатацию. Что касается развязок, то в прошлом году построено 6 развязок и как показывают замеры - именно там, где есть развязки загрязненность воздуха в атмосфере от выхлопных газов машин сократилась на 11 процентов. Могут быть разные суждения по этому поводу, но я привожу данные соответствующих институтов. Поэтому мы эту работу будем дальше продолжать. В этом году мы безусловно завершим строительство двух развязок и примерно 1 миллиард тенге выделено на проектирование ещё 10 развязок в будущие годы. Т.е. эта работа необходима.
Кроме того, запланировано примерно 800 миллионов тенге для проектирования расширения и капитальногго ремонта всех основных магистральных улиц города. Вся эта работа должна быть завершена до 2011 года, когда мы собираемся принимать Азиаду.

Федор Курепин: Ахметжан Смагулович, спасибо за это интервью, я хотел бы пожелать Вам успехов во всех тех начинаниях и проектах, о которых Вы нам сегодня рассказали.

 
     
   
 
   



 
 
 
 
 
 
Все права на материалы, размещенные на этом сайте, принадлежат Акимату г. Алматы
© 2005-2019 РК , 050001 г. Алматы, площадь Республики, 4 Информационное наполнение и сопровождение: Пресс-служба акима г. Алматы Телефон Пресс-службы акима г. Алматы: +7 (727) 271-65-56
Email: smi@a-a.kz Дата обновления: 19.07.2019г.