^ наверх
 
Главная А А А
Версия для слабовидящих
Қаз Рус Eng   
 
     
 

 
 
Понедельник, 27 января 2020
 
     
 
Социальная сфера / Экономика / Национальный банк Республики Казахстан
Понятие омбудсмана в соответствии с законодательством Республики Казахстан

Понятие омбудсмана в соответствии с законодательством  Республики Казахстан

Потребители финансовых услуг зачастую сталкиваются с таким понятием как «Омбудсман» и мы посчитали, что им будет интересно узнать кто это такой.

Слово «омбудсман» произошло от древнескандинавского «umboð», что дословно означает «полномочие» или «поручение». Омбудсман - это физическое лицо, на которого возлагается функция соблюдать справедливость и интересы определенной группы лиц при взаимодействии с исполнительной властью.

По мере развития общества, в том числе, при взаимодействии с государственными органами возникает объективная необходимость в промежуточном звене, который сможет связать две стороны и найти компромиссное решение.

В финансовой сфере Казахстана за последние годы наиболее широкой известностью пользуются такие понятия как Страховой и банковский омбудсманы.

Не каждый человек знает тонкости в работе страховых организаций. А при оценке ущерба при возникновении страховых случаев, таких как дорожно-транспортное происшествие, невозможно применить единые шаблоны, что приводит к возникновению споров, которые можно и следует решать до обращения в судебные органы.

Именно для нахождения компромисса между двумя сторонами, с 2007 года в Республике был создан институт Страхового омбудсмана.

В Республике Казахстан Страховым омбудсманом является независимое в своей деятельности физическое лицо, которое осуществляет урегулирование взаимоотношения (спорных ситуаций) между страховыми организациями и их клиентами (страхователями, застрахованными и выгодоприобретателями), а также между самими страховыми организациями.

Основной задачей страхового омбудсмана является беспристрастное, всестороннее, объективное рассмотрение спорной ситуации между сторонами и вынесения справедливого, законного решения.

Для потребителей страховых услуг на официальном сайте Страхового омбудсмана www.insurance-ombudsman.kz действует онлайн система по урегулированию страховых споров.

Деятельность Страхового омбудсмана регулируется Законом Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» и Регламентом деятельности Страхового омбудсмана по урегулированию вопросов по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.

При этом хотелось бы отметить, что на сегодняшний день Страховой омбудсман рассматривает споры не только по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, но по добровольным видам страхования, между страховыми организациями, которые подписали Меморандумы о сотрудничестве и взаимодействии по развитию рынка добровольного страхования , и их клиентами.

В банковской сфере Казахстана необходимость в омбудсмане возникла по мере увеличения количества финансовых услуг, потребляемых населением. «Бум» кредитования 2005-2009 гг., 2010-2011гг. привело к появлению целого пласта так называемых «проблемных» заемщиков, особенно, ипотечных заемщиков, залоговое имущество которых уже не могло покрыть займы. Возникла необходимость поиска компромиссного решения для выхода из ситуации без потерь, как для потребителей финансовых услуг, так и для самих банков.

Тем самым, в 2011 году на законодательном уровне было закреплено понятие «Банковского омбудсмана».

Согласно определению, данному в Законе о банках и банковской деятельности, Банковский омбудсман – независимое в своей деятельности физическое лицо, осуществляющее урегулирование разногласий между ипотечными заемщиками и банками второго уровня, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, возникающих из договоров ипотечного займа.

Услуги Страхового и Банковского омбудсмана оказываются на безвозмездной основе.

Омбудсман не защищает права только одной стороны. Он помогает выстроить диалог между сторонами и находить взаимоприемлемое решение, опираясь на свой опыт и знания. Решение омбудсман принимает единолично.

Решения Банковского омбудсмана является обязательным для банков, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, если оно принято заемщиком.

Решение Страхового омбудсмана касательно взаимоотношении страховщиков является также обязательным. В спорной ситуации между страхователем (выгодоприобретатель) и страховщиком решение Страхового омбудсмана обязательно при условии, что его примет страхователь. При этом, для самого страхователя (лица, заключившего договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств) решение Страхового омбудсмана не является обязательным.

Деятельность Страхового и Банковского омбудсмана строго регламентировано законодательством и внутренними правилами.

Омбудсман избирается на два года Советом представителей. В Совет представителей в страховой сфере входит по одному представителю страховщика и представителю уполномоченного органа. Совет представителей Банковского омбудсмана состоит из представителей (по одному человеку) каждого банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, предоставляющих ипотечные займы, ассоциации (союза) общественных объединений потребителей и (или) республиканского общественного объединения потребителей, и уполномоченного органа.

Также Советом представителей утверждается структура и штат офиса обмудсмана, определяется порядок финансирования деятельности омбудсмана и иные вопросы, связанные с деятельностью обмудсмана.

К избираемому омбудсману предъявляются следующие требования:

- обязательное высшее образование;

- опыт работы в соответствующей сфере не менее трех лет;

- безупречная репутация.

Вместе с тем, избираемое лицо не должен ранее быть руководителем организации, принудительно лишенного лицензии, или объявленного судом банкротом.

Также, омбудсману запрещено занимать должности в каких-либо финансовых организациях.

Следует отметить, что Страховой и банковский омбудсман не вправе рассматривать споры, которые уже были в суде или должны начать рассматриваться в суде иесли у потребителя нет письменного доказательства, что он обращался в банк.

Тем не менее, несмотря на свою молодость «института омбудсманов» в Казахстане, завоевал определенную репутацию среди потребителей финансовых услуг. В силу большого опыта и постоянного взаимодействия с банками второго уровня и страховыми организациями, помощь Банковского и Страхового омбудсмана зачастую наиболее эффективна в разрешении спорных вопросов до того, как потребитель финансовых услуг будет вынужден обратиться в суд.

Информация подготовлена Алматинским Городским филиалом Национального Банка РК

 
     
   
 
   



 
 
 
 
 
 
Все права на материалы, размещенные на этом сайте, принадлежат Акимату г. Алматы
© 2005-2019 РК , 050001 г. Алматы, площадь Республики, 4 Информационное наполнение и сопровождение: Пресс-служба акима г. Алматы Телефон Пресс-службы акима г. Алматы: +7 (727) 271-65-56
Email: smi@a-a.kz Дата обновления: 19.07.2019г.